Рассказываем, что собирается осуществить регулятор, чем отвечают стриминговые сервисы и как на все это реагируют исполнители. Подробности — под катом.
Нерешенный вопрос
Размер роялти стриминговых сервисов — это горячий вопрос в музыкальной индустрии. Суммы сами по себе невелики, при этом существенную долю выручки забирают лейблы и дистрибуторы. До авторов зачастую доходит менее цента за прослушивание трека. Недавно британская виолончелистка Тасмин Литтл рассказала, что за полгода она получила от сервиса потоковой передачи музыки всего семнадцать долларов. Что интересно, с проблемой сталкиваются не только инди-исполнители, но и именитые представители музыкальной сцены — их доходы со стриминга редко превышают 150–300 долларов в год. Что удивительно, пандемия усугубила обстановку. Число стримов хитов сократилось на 11%.
Однако попытки исправить ситуацию все-таки предпринимают. Еще в 2018 году в США вступил в силу закон Music Modernization Act. В его рамках был сформирован госорган, который договаривается со стриминговыми платформами о размерах выплат. Первые результаты есть — роялти получают авторы произведений, записанных до 1972 года [раньше платформы могли не делать такие выплаты].
В этом году к решению проблемы присоединился британский регулятор — с подачи именитых музыкантов политики прорабатывают законопроект, который должен уровнять доходы исполнителей и лейблов. Обсудим его подробнее.
Британская инициатива
В начале года Пол Маккартни, Крис Мартин и Кейт Буш написали открытое письмо британскому правительству. Позже к нему присоединились The Rolling Stones и Том Джонс. Исполнители попросили премьер-министра обратить внимание на плачевную ситуацию с выплатами стриминговых сервисов. К письму также присоединился глава организации Musicians' Union, которая представляет права 30 тысяч британских исполнителей. Он отметил, что английское законодательство не поспевает за технологическим развитием музыкальной сферы — в стране действует закон об авторских правах (Copyright Act) от 1988 года — и его нужно модернизировать.
Авторы письма предложили ограничить размер комиссий сервисов и уравнять роялти с суммами, которые выплачивают радиостанции [от 10 до 100 долларов за минуту воспроизведения трека в эфире].
Вступить в силу могут и другие изменения. Летом парламентская комиссия изучила ситуацию с распределением доходов между лейблами, стриминговыми платформами и музыкантами. Специалисты составили список рекомендаций для законодателей и предложили распределить доходы между исполнителями и лейблами поровну.
Без внимания не оставили и лейблы — им рекомендовали последовать примеру Sony Music, списавшей долги тысячам музыкантов, подписавших контракт до 2000 года. Теперь они смогут начать зарабатывать деньги со стримов. Инициативу поддержали в союзе Ivors Academy, отстаивающем права исполнителей в Европе.
Что делают стриминговые площадки
Пока они не согласны с тем, что вина в низких выплатах лежит исключительно на них. Не последнюю роль играют лейблы, которые забирают большой процент себе. Более того, зачастую в контрактах с исполнителями вообще не прописаны аспекты, связанные со стримингом. Но в то же время площадки предпринимают попытки найти компромиссы и пересматривают свою экономическую политику.
В марте SoundCloud начал выплачивать инди-исполнителям долю от подписок, которые оформляют слушатели. В свою очередь, шведский сервис запустил сайт Loud & Clear, где собрал всю информацию о формировании роялти, а в Apple Music увеличили минимальную выплату за прослушивание до одного цента.
Музыканты берут ситуацию в свои руки
Пока регуляторы изучают вопрос, а стриминговые сервисы прорабатывают разного рода компромиссы, музыканты ищут дополнительные способы заработка и привлекают внимание к проблеме. Британский коллектив While She Sleeps запустил в продажу одежду с надписью: «Одна футболка = 6500 прослушиваний на Spotify». В то же время некоторые авторы экспериментируют с методами монетизации — например, прибегают к модели pay-what-you-want, подразумевающей продажу альбома или трека без посредников по выбранной самим слушателем цене. Хотя прошлый опыт Radiohead показывает, что это не самый эффективный подход.
Такие инициативы помогают музыкантам заработать чуть больше денег, но не решают проблему. Возможно, правительство Великобритании поспособствует кардинальным изменениям в индустрии, а их решение станет ориентиром для других стран.
Дополнительное чтение — в нашем «Мире Hi-Fi»:
Комментариев нет:
Отправить комментарий